«Сибирские татары представляют собой самостоятельную этническую
общность с присущими ей такими устойчивыми признаками и свойствами, как язык и
территория, экономическая общность и религия, этническое самосознание,
эндогамия, а на раннем этапе своего развития и социально-политическую общность
– Сибирское ханство, представлявшее собой феодальное государство». [Ф.Т.Валеев.
Сибирские татары. Казань. 1993, С.42, 208 с.]
Сибирские татары были сравнительно грамотным народом. Так, по
данным первой переписи населения России 1897 года в Тобольской губернии
грамотность русских мужчин составляла 17,5 процента, женщин – 4,5. У татар
грамотность мужчин 25,4 процента, женщин – 16,8 процента. В каждой татарской
деревне существовала мечеть, а при мечети мектебе или медресе. Расходы по
содержанию мектебе и медресе несли сельские общины.
Первая «Грамматика татарского языка» была разработана
учителем-миссионером Тобольской главной народной школы Иосифом Гигановым и
издана в С.-Петербурге в 1801 году. Она была составлена на наречии сибирских
татар и предназначалась для обучения детей-татар православной религии на их
родном языке. Основной целью царского правительства была христианизация и
обрусение инородческого населения. «Конечной целью образования всех инородцев,
живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и
слияние с русским народом» отмечается в правилах «О мерах к образованию
населяющих Россию инородцев», принятых в марте 1870 года.
При советской власти медресе и мектебе вошли в государственную систему
образования, постепенно они были преобразованы в национальные татарские
светские школы – начальные и неполные средние. В 1951 году, всего через 6 лет
после Великой Отечественной войны, в Тюменской области насчитывалось 156
татарских школ, в т.ч. 118 начальных, 36 неполных средних, 2 средних школ с
общим контингентом 8427 учащихся. Это были школы с изучением всех предметов на
родном языке, русскому языку и литературе уделялось до 9 часов в неделю.
Педагогические кадры для этих школ готовили Тобольское татарское педагогическое
училище и Тобольский государственный педагогический институт на татарском и
русско-татарском отделениях.
Хрущевский период, называемый «оттепелью», характеризуется
ликвидацией национальных школ, переходом всех национальных школ на
русскоязычное обучение. Под предлогом «улучшения преподавания русского языка»,
«по просьбе народа» сибирские татары были лишены национального образования на
25 лет без какого-либо переходного периода. Языковая ассимиляция детей нанесла
ущерб не только качеству обучения, но и оторвала их от своей этнической среды,
национальной культуры, имела медицинские последствия. Сводится на нет
национальная культура, ибо её главный носитель – родной язык – становится
лишним в единой идеологической лестнице образования.
Материнский язык – основа основ развивающейся личности. Мать,
лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним. В результате
деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не
приобретает ничего. Не зря патриарх педагогики Я.А.Коменский говорит: «Пусть
всякому народу все передается на родном языке».
Перестройка и новое мышление М.С.Горбачева сыграли определенную
роль, казалось бы, в возрождении национального образования и культуры. В
Тюменской области была составлена «Программа развития образования Тюменской
области» (1993), принята «Программа сохранения и развития тюркских народов
Тюменской области» (1994), были приняты «Концепция национальной политики в
Тюменской области на период 1999-2005 гг.» (1998), и «Программа реализации
Концепции государственной национальной политики РФ в Тюменской области».
Все эти документы, обнадежив татарское население области в
восстановлении национальной школы, на самом деле не дали желаемых результатов.
Процесс возрождения национальной татарской школы, начавшийся в 90-х годах ХХ
века в связи с перестройкой и демократизацией общественной жизни, сегодня снова
спускается на тормозах. Если в 1990 году в Тюменской области было 119
национальных татарских школ, сегодня в области нет ни одной школы, имеющей
статус национальной. Обучение во всех школах ведется полностью на русском
языке, родному языку и литературе федеральный компонент базисного учебного
плана выделяет всего по одному часу в неделю. И что абсолютно непонятно – в
первом классе дети лишены возможности изучения родного языка. Под предлогом
оптимизации и модернизации осуществляется реформа школы, переход на нормативное
финансирование, закрываются малокомплектные татарские школы области в отдаленных деревнях, кое-где дети не
обеспечены обещанным подвозом, нет пришкольных интернатов, родителям предлагают
вести обучение на дому. В итоге на сегодня в области осталось 57 школ с так
называемым «этнокультурным компонентом» (бывших татарских). Говорим об успешном
досрочном реформировании школы, о повышении качества обучения и воспитания. Но
о каком повышении качества образования может идти речь при ежедневном подвозе
учащихся из дальних деревень, когда подвоз срывается из-за поломок транспорта,
бездорожья, погодных условий, учащиеся опаздывают на первые уроки или не
успевают к автобусу? Внеклассные воспитательные формы работы в таких школах
невозможно проводить, т.к. учащиеся стремятся после уроков уехать домой.
Пытаясь нагрузить учителя 23-24 часами в неделю (по неписаному устному указанию
вышестоящих инстанций), директора школ увольняют по сокращению штатов прежде
всего опытных учителей-специалистов родного языка и литературы, передав их часы
кому угодно: учителю физкультуры, математики, музыки, биологии и т.д., но и эти
меры не улучшают материального положения сельских учителей. Школы теперь
работают на ЕГЭ. Возможно, некоторые из директоров школ, в силу того, что в
своё время сами получили образование в русскоязычных школах, не понимают
необходимости сохранения родного языка как основного фактора сохранения нации,
его культуры и менталитета.
Нас волнует и то, что во многих начальных, основных и полных
средних школах области со смешанным составом учащихся не созданы условия для
изучения родного языка и литературы. Из всех учащихся татар области родной язык
и литературу не изучают даже в урезанном виде более 70 %. Это касается, прежде
всего, русских школ со смешанным контингентом учащихся, куда осуществляется
подвоз детей из «оптимизированных» школ. Например, татарский язык и литературу
не изучают в Новопетровской средней школе Аромашевского района (67,5% учащихся
татар), Куларовской (77,5%) средней школе Вагайского района, в
Старо-Александровской (64%), Маранской (73,7%), Аксаринской (43%), Сорокинской
(80%), Варваринской (100%) средних школах Ярковского района, в Прииртышской,
Нижне-Аремзянской, Надцынской средних школах Тобольского района.
Свертывание обучения родному языку и литературе сказывается и на
качестве знаний абитуриентов. В связи с сокращением уроков родного языка и
литературы падает спрос на учителей данной специальности, выпускникам вуза
трудно найти работу по специальности.
У наших прадедов, кроме уникального языка с древнейшим руническим
письмом, известным по памятникам ещё с V века, были такие качества, как
стремление к независимости, к самостоятельному языку и культуре, стремление к
образованию, к качественной хозяйственной деятельности. Татарский народ перенял
эти качества своих предков, кроме того, исключительно терпелив, но и смел.
Татары гостеприимны, чистоплотны, аккуратны, общительны. Поэтому необходимо
возродить язык, лучшие черты, традиции и обычаи, вести воспитательную работу по
привитию положительных национальных черт характера.
На первое место выдвигается проблема изучения родного языка и
литературы. При существующем положении дело ведется к отмиранию родного языка,
а отмирание языка – к отмиранию народа. В таких условиях мы не должны стать
сторонними наблюдателями на похоронах собственного языка и народа, а встать на
защиту и сохранение тысячелетиями созданного нашими предками языка и культуры,
ведь они часть общечеловеческого духовного и культурного достояния.
В Национальной доктрине образования РФ говорится об исторической
преемственности поколений, уважительном отношении к языкам, сохранении,
распространении и развитии национальной культуры, о воспитании бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России. Поэтому
необходимо соблюдать принципы Национальной доктрины образования РФ, положения
Международного пакта ООН о гражданских и
политических правах и Хартии о региональных языках и языках меньшинств,
принятой Советом Европы. Сохранение стабильности, толерантности, достижение
мира и согласия между народами возможны при установлении паритета между
национальными, интернациональными и общечеловеческими ценностями, при уважении
самобытности и уникальности, свободном развитии их языков и культур.
К.С.Cадыков,
доцент ТГПИ им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск.
|