Категории
Рубрики материалов
Яшьлек [67]Балалар сәхифәсе [26]
Иман [34]Гаилә учагы [21]
А.Сәгыйтов истәлегенә [4]Тормыш сулышы [119]
Сөю чишмәсе [15]И туган тел [39]
Шигърият [27]Бөек Җиңүнең 65 еллыгына [39]
Юбилей [2]2010 ел – Укытучы елы [11]
Яңарышның 20 еллык юбилеена [17]Ничек яшисең, авыл? [1]
КИҢӘШЛӘР [2]Бәхет башы хезмәттә [1]
ЯҢА ЕЛ [1]Соцпроект [7]
Тарих [5]
Главная » Статьи » И туган тел » И туган тел

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

«Сибирские татары представляют собой самостоятельную этническую общность с присущими ей такими устойчивыми признаками и свойствами, как язык и территория, экономическая общность и религия, этническое самосознание, эндогамия, а на раннем этапе своего развития и социально-политическую общность – Сибирское ханство, представлявшее собой феодальное государство». [Ф.Т.Валеев. Сибирские татары. Казань. 1993, С.42, 208 с.]

Сибирские татары были сравнительно грамотным народом. Так, по данным первой переписи населения России 1897 года в Тобольской губернии грамотность русских мужчин составляла 17,5 процента, женщин – 4,5. У татар грамотность мужчин 25,4 процента, женщин – 16,8 процента. В каждой татарской деревне существовала мечеть, а при мечети мектебе или медресе. Расходы по содержанию мектебе и медресе несли сельские общины.

Первая «Грамматика татарского языка» была разработана учителем-миссионером Тобольской главной народной школы Иосифом Гигановым и издана в С.-Петербурге в 1801 году. Она была составлена на наречии сибирских татар и предназначалась для обучения детей-татар православной религии на их родном языке. Основной целью царского правительства была христианизация и обрусение инородческого населения. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» отмечается в правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», принятых в марте 1870 года.

При советской власти медресе и мектебе вошли в государственную систему образования, постепенно они были преобразованы в национальные татарские светские школы – начальные и неполные средние. В 1951 году, всего через 6 лет после Великой Отечественной войны, в Тюменской области насчитывалось 156 татарских школ, в т.ч. 118 начальных, 36 неполных средних, 2 средних школ с общим контингентом 8427 учащихся. Это были школы с изучением всех предметов на родном языке, русскому языку и литературе уделялось до 9 часов в неделю. Педагогические кадры для этих школ готовили Тобольское татарское педагогическое училище и Тобольский государственный педагогический институт на татарском и русско-татарском отделениях.

Хрущевский период, называемый «оттепелью», харак­теризуется ликвидацией национальных школ, переходом всех националь­ных школ на русскоязычное обучение. Под предлогом «улучшения преподавания русского языка», «по просьбе народа» сибирские татары были лишены национального образования на 25 лет без какого-либо переходного периода. Языковая ассимиляция детей нанесла ущерб не только качеству обучения, но и оторвала их от своей этнической среды, национальной культуры, имела медицинские последствия. Сводится на нет национальная культура, ибо её главный носитель – родной язык – становится лишним в единой идеологической лестнице образования.

Материнский язык – основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. Не зря патриарх педагогики Я.А.Коменский говорит: «Пусть всякому народу все передается на родном языке».

Перестройка и новое мышление М.С.Горбачева сыграли определенную роль, казалось бы, в возрождении национального образования и культуры. В Тюменской области была составлена «Программа развития образования Тюменской области» (1993), принята «Программа сохранения и развития тюркских народов Тюменской области» (1994), были приняты «Концепция национальной политики в Тюменской области на период 1999-2005 гг.» (1998), и «Программа реализации Концепции государственной национальной политики РФ в Тюменской области».

Все эти документы, обнадежив татарское население области в восстановлении национальной школы, на самом деле не дали желаемых результатов. Процесс возрождения национальной татарской школы, начавшийся в 90-х годах ХХ века в связи с перестройкой и демократизацией общественной жизни, сегодня снова спускается на тормозах. Если в 1990 году в Тюменской области было 119 национальных татарских школ, сегодня в области нет ни одной школы, имеющей статус национальной. Обучение во всех школах ведется полностью на русском языке, родному языку и литературе федеральный компонент базисного учебного плана выделяет всего по одному часу в неделю. И что абсолютно непонятно – в первом классе дети лишены возможности изучения родного языка. Под предлогом оптимизации и модернизации осуществляется реформа школы, переход на нормативное финансирование, закрываются малокомплектные татарские школы области  в отдаленных деревнях, кое-где дети не обеспечены обещанным подвозом, нет пришкольных интернатов, родителям предлагают вести обучение на дому. В итоге на сегодня в области осталось 57 школ с так называемым «этнокультурным компонентом» (бывших татарских). Говорим об успешном досрочном реформировании школы, о повышении качества обучения и воспитания. Но о каком повышении качества образования может идти речь при ежедневном подвозе учащихся из дальних деревень, когда подвоз срывается из-за поломок транспорта, бездорожья, погодных условий, учащиеся опаздывают на первые уроки или не успевают к автобусу? Внеклассные воспитательные формы работы в таких школах невозможно проводить, т.к. учащиеся стремятся после уроков уехать домой. Пытаясь нагрузить учителя 23-24 часами в неделю (по неписаному устному указанию вышестоящих инстанций), директора школ увольняют по сокращению штатов прежде всего опытных учителей-специалистов родного языка и литературы, передав их часы кому угодно: учителю физкультуры, математики, музыки, биологии и т.д., но и эти меры не улучшают материального положения сельских учителей. Школы теперь работают на ЕГЭ. Возможно, некоторые из директоров школ, в силу того, что в своё время сами получили образование в русскоязычных школах, не понимают необходимости сохранения родного языка как основного фактора сохранения нации, его культуры и менталитета.

Нас волнует и то, что во многих начальных, основных и полных средних школах области со смешанным составом учащихся не созданы условия для изучения родного языка и литературы. Из всех учащихся татар области родной язык и литературу не изучают даже в урезанном виде более 70 %. Это касается, прежде всего, русских школ со смешанным контингентом учащихся, куда осуществляется подвоз детей из «оптимизированных» школ. Например, татарский язык и литературу не изучают в Новопетровской средней школе Аромашевского района (67,5% учащихся татар), Куларовской (77,5%) средней школе Вагайского района, в Старо-Александровской (64%), Маранской (73,7%), Аксаринской (43%), Сорокинской (80%), Варваринской (100%) средних школах Ярковского района, в Прииртышской, Нижне-Аремзянской, Надцынской средних школах Тобольского района.

Свертывание обучения родному языку и литературе сказывается и на качестве знаний абитуриентов. В связи с сокращением уроков родного языка и литературы падает спрос на учителей данной специальности, выпускникам вуза трудно найти работу по специальности.  

У наших прадедов, кроме уникального языка с древнейшим руническим письмом, известным по памятникам ещё с V века, были такие качества, как стремление к независимости, к самостоятельному языку и культуре, стремление к образованию, к качественной хозяйственной деятельности. Татарский народ перенял эти качества своих предков, кроме того, исключительно терпелив, но и смел. Татары гостеприимны, чистоплотны, аккуратны, общительны. Поэтому необходимо возродить язык, лучшие черты, традиции и обычаи, вести воспитательную работу по привитию положительных национальных черт характера.

На первое место выдвигается проблема изучения родного языка и литературы. При существующем положении дело ведется к отмиранию родного языка, а отмирание языка – к отмиранию народа. В таких условиях мы не должны стать сторонними наблюдателями на похоронах собственного языка и народа, а встать на защиту и сохранение тысячелетиями созданного нашими предками языка и культуры, ведь они часть общечеловеческого духовного и культурного достояния.

В Национальной доктрине образования РФ говорится об исторической преемственности поколений, уважительном отношении к языкам, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, о воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Поэтому необходимо соблюдать принципы Национальной доктрины образования РФ, положения Международного пакта ООН о  гражданских и политических правах и Хартии о региональных языках и языках меньшинств, принятой Советом Европы. Сохранение стабильности, толерантности, достижение мира и согласия между народами возможны при установлении паритета между национальными, интернациональными и общечеловеческими ценностями, при уважении самобытности и уникальности, свободном развитии их языков и культур.

К.С.Cадыков,

доцент ТГПИ им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск.

Категория: И туган тел | Добавил: Gladiolus (21.01.2010)
Просмотров: 1897 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Подписка

Язылу бәясе:

6 айга – 210 сум 66 тиен,
3 айга – 70 сум 22 тиен,
1 айга – 35 сум 11 тиен.

Индексы – 54313.

Друзья сайта
  • "Ватаным татарстан"
  • Информационное агенство "Татар-информ"
  • Электронная газета Республики Татарстан "Интертат"
  • "Азатлык" радиосы
  • «БЕЗНЕҢ ГӘҖИТ»нең электрон версиясе
  • Матбугат
  • "Татарстан яшьләре" ЯШЬЛӘРНЕҢ ИҖТИМАГЫЙ-СӘЯСИ ГАЗЕТАСЫ
  • Конгресс татар Тюменской области
  • Всемирный Конгресс Татар
  • Татарский всемирный сервер "Татарлар.ру"
  • Погода
    Яндекс.Погода
    Cтатистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    АНО "ИИЦ "Яңарыш" © 2020
    Хостинг от uCoz